16 яростных читателей на связи: рецензия на книгу Михаила Булгакова «Белая гвардия».

17.03.2025

#16ЯРОСТНЫХЧИТАТЕЛЕЙ на связи! 

Продолжаем рассказывать о прочитанном!

Сегодня Елена Аушева делится впечатлениями о книге Михаила Булгакова «Белая гвардия».

Художественные произведения, написанные на историческую тему, всегда будут актуальными. И дело здесь не столько в желании читателя изучить историю: наверняка, чтобы понять тот или иной отрезок времени, лучше брать литературу научную, в которой происходит максимально полное раскрытие исторических процессов, приводятся точные цифры и сухие факты. Художник слова, в отличие от историка, пишет образ человека в сложном контексте, выбранном времени, поэтому в романе на первый план выступают вечные темы, показывается сила духа, содержатся и ответы на вопросы, написанные между строк.

«Белую гвардию» Михаила Булгакова, как мне казалось, я хорошо знала и по экранизации, и по тексту, который прочитала еще в студенческие годы. У меня не вызывала сомнений основная проблематика произведения: это реквием Белому движению, российскому офицерству старой формации, которой суждено было уступить место новой силе – Красной армии. Но при пристальном прочтении все оказалось не так просто. При рассмотрении романа поверхностно мы получаем примитивный подход к пониманию и анализу сложного и глубокого произведения. Поэтому, перечитывая его уже в зрелом возрасте, не деля мир однозначно на «белое» и «черное» (а в контексте книги – на «белое» и «красное»), могу с уверенностью утверждать: это книга о Человеке. Это гимн Булгакова настоящему, вечному, истинному.

Когда рушится привычный мир, семья Турбиных – два брата, Алексей и Николка, и их сестра Елена – собирается в квартире, охраняющей покой и как будто отгораживающей от войны плотными кремовыми шторами. Голландская печь дарит тепло, на изразцах пишется летопись семьи:

«Руками Елены и нежных и старинных турбинских друзей детства – Мышлаевского, Карася, Шервинского – красками, тушью, чернилами, вишневым соком записано:

„Елена Васильевна любит нас сильно,

Кому – на, а кому – не‟.

„Леночка, я взял билет на Аиду.

Бельэтаж N 8, правая сторона‟.

„1918 года, мая 12 дня я влюбился‟».

Но мир в квартире – только иллюзия, в него врываются извне звуки далекой канонады пушек за Городом, приходит с позиций замерзший Мышлаевский, оставляет жену в трудную минуту Тальберг. Каких ориентиров держаться? Что остается неизменным, когда неизвестно, что будет не только завтра, но и через час? Прямого ответа Булгаков не дает, но по действиям героев книги мы видим, что они, несмотря на пеструю череду событий (бегство гетмана, оставление Города союзниками, наступление Петлюры), стремятся сохранить жизнь другим, не совершить поступков, за которыми стоит смерть и опустошение. Таков полковник Малышев, таким предстает перед нами Най-Турс, спасающий юнкеров ценой собственной жизни.

Булгаков показывает сумбурность событий, невозможность человека, находящегося в эпицентре вершащейся истории, распознать значимость момента да и просто понять, что же происходит. Нет в этом никакого величия, все совершается обыденно: захват города, предательство, смерти, – и тем оно страшнее и неотвратимее.

Апогеем изображенной войны становится посещение Николкой морга, в котором он отыскивает тело Най-Турса, чтобы передать его семье: матери и сестре. Тела здесь – уже не люди, а какие-то предметы, вещи; эта картина расчеловечивает высокий образ человека. Не говоря слов, только показывая морг, Булгаков выражает свое отношение к войне: в этой свалке бывших людей нет ни героизма, ни красоты, ни романтизации…

Что же остается у человека в таких, казалось бы, нечеловеческих условиях? Мы видим, что, несмотря на смертельную опасность, на разочарование, на утрату привычной жизни, с ним остается любовь. Оба брата – и старший, и младший – находят ее в эти страшные дни.

Михаил Булгаков оставляет место и для тонкого юмора и иронии. Примечательно, что фраза Лисовича «Все, что нажито упорным трудом…» нашла вторую жизнь в устах уже другого персонажа (также из произведения Михаила Булгакова) в фильме Леонида Гайдая. В этом чувствуется жизненная сила, в которую верит автор. Вслед за Булгаковым обретаешь уверенность, что у каждого всегда остается его истинное предназначение: быть достойным звания Человека.

Роман Михаила Булгакова «Белая гвардия» можно взять почитать в Отделе обслуживания, 1 этаж.